Обучение на гражданского пилота за рубежом

обучение на гражданского пилота за рубежом
Как обещал, напишу о том, как я это сделал. Сначала коротко отвечу на часто задаваемые про деньги, время и визу, а потом немного расскажу подробнее, если кому надо подробности.

1. Сколько стоит По цене у меня вышло порядка 48 000 $, включая все-все-все: жилье, еду, питье, билеты и само обучение. Это при том, что я не особо экономил. А если прям везде ужиматься, я думаю, тысяч на 45 надо расчитывать — должно хватить с нормальным запасом.

2. Сколько длится По времени у меня вышло чуть больше 7 месяцев, но вообще бывает по-разному в зависимости от того, насколько повезло с погодой, инструктором, мозгами и другими штуками. Один умный счастливчик прям на моих глазах отучился за 5 месяцев, а другой — глупый и невезучий — за 10. Вот прмерно такой разброс.


3. Как с визой Виза нужна специальная студенческая. Получить не сложно, то есть даже вообще легко. Хотя мне удалось это только со второго раза, сказать что это было как-то трудно, я не могу. Занудно несколько и долго, это да.

Выбор школы

Летать мне всегда хотелось, но сначала не было возможности, а потом занялся другими вещами и как-то даже не думал о том, чтобы осуществить это свое желание. Но вот взял и подумал в какой-то момент.

Посмотрел, как пилотами сановятся. Первый вариант — три года на родине в Сасовском или другом каком-то летном училище в казарме, где надо маршировать, скучать, петь гимн и зубрить в лучших традициях российского образования — 10% нужного и 90% фигни. А второй вариант — Штаты или Европа, где за полгода и, правда, за кучу денег должны приятно и просто научить летать и выдать коммерческую лицензию. А с такой лицензией, как тогда казалось, можно также устроиться работать на родине, как и с корочкой того же Сасова.

Ну Россиюшку я даже не рассматривал, потому как, во-первых, три года это сильно дофига, мне и так уже почти 30 было на тот момент, а во-вторых, оттолкнули мудаки, с которыми в училище РФ вероятность бесповоротно столкнуться процентов на 100 выше, чем в Штатах. Это, конечно, мое личное оценочное мнение, которое взялось от чтения авиафорумов. Там порой обсасывается тема обучения «у нас» против «у них», где интересны даже не сами факты, а уровень ведения дискусии у «наших» и «ихних» выпускников — глубина мысли, качество аргументации, язык, логика — все это меня дополнительно убедило, что учиться надо за границей.

Между Европой и США выбрал последнее, потому что там, во-первых, дешевле, а во-вторых, говорят по-английски. Погуглил школы и отзывы о них, выбрал несколько, написал туда письма типа «здравствуйте, а как у вас чо?», но получил ответ только из одной, туда и решил полететь. Из остальных я тоже на самом деле получил ответы, но это случилось через несколько месяцев, когда я уже вовсю учился.

Виза

Чтобы получить визу, надо собрать справки о том о сем, написать кучу скучных букв в скучные поля, записаться на собеседование и прийти на него. На саобеседовании сидит тетка в окошке, злющая, как Гитлер — так прям и зыркает через стекло, стервяка. «Кто ты тут вообще такой, чего-зачем?» — спрашивает, еще какие-то вопросы потом. Ну я ей сказал, что так, мол и так, все как на духу. А она мне: «а вот не дам я тебе визу и все». Я пытался ей еще чего-то «бе-ме», а она такая: «ничего не знаю, давай, до свидания». Так и ушел я оттуда, воняя.

Ушел, значит, порасстравиался, а потом подумал, что так просто фиг я сдамся. Снова написал скучные документы, назначил собеседование недели через две после первого, а там тетка в окошке. Добрейшая, как мать Тереза, улыбается через стекло: «приветик, а кто такой ты у нас, чего-зачем, рассказывай, дорогой». Я ей и выложил все как на духу все то же самое. А она такая: «конечно, езжай учись, мягких тебе посадочек и вообще удачи». Потом каких-то еще объяснений от меня потребовали по почте в связи с первым отказом, бумагу что ли от школы, я предоставил и получил визу.

Я все к тому, что бытует мнение, будто если хоть раз в визе отказали, то потом практически нереально когда-либо ее получить. Так вот, это все чушь, я еще и туристическую получил с тех пор, вообще без проблем.

Школа, инструктора и самолеты

Школа, которую я выбрал, называется Ace Pilot, там сейчас много русских студентов. Школа представляет собой несколько комнаток в аэропорту и перрон с самолетами. В одной комнатке сидит человек по имени Гас, который владеет всем этим добром, он же втречает, беседует, назначает инструктора и вообще все организует. Мнения о Гасе разные, мое личное в целом весьма положительное. Да, по некоторым моментам он мог бы быть и получше, но это как и любой из нас.

Также в комнатках шарятся инструктора, которые тоже каждый со своим прибабахом, но те двое, с которыми мне довелось летать, вполне отличные ребята. Однако, про инструктора надо понимать, что его сажают в самолет в основном для того, чтобы студент не убился. Как правило, они и сами такие же вчерашние студенты-парнишки, которые налетывают часы инструкторской работой, чтобы потом уйти в авиалинии, так что глубокой житейской и пилотской мудрости от них ждать глупо. Они, конечно, помогут и подскажут, где могут, но чтобы побыстрее прийти к успеху, надо самому шевелить мозгами и гуглом, активно, вобщем, шевелиться. Прям брать и делать из вас Чкалова никто там не станет и не умеет.

В школе есть самолеты пяти типов: цессна-152, пайпер чероки, муни М20С, бичкрафт дачез и пайпер сенека и все они очень старые. Самому олдовому, например, в прошлом году исполнилось 60 лет, а так в среднем им по 20-30. Выглядят они соответственно: вероятно, если выползти ночью на перрон и тихонечко присесть, можно услышать, как они гниют. Там штука в том, что самолет с возрастом падает в цене нелинейно. Сейчас я не уверен насчет цифр, но примерно так: за первые 10 лет машина дешевеет вполовину, за следующие — еще процентов на 30, а потом уже не принципиально. Поэтому школа, которая учит на новых саолетах, вынуждена брать цену за старение парка со студентов. Так что если хотите учиться на новой технике, готовьтесь к тому, что это будет заметно дороже.

В старых самолетах периодически что-то ломается. Как правило, самое страшное, к чему это может привести, это что вы не сможете сдать экзамен, так как нужный самолет ушел в ремонт и придется ждать, пока он вернется. В полете тоже могут быть неприятности, при мне у меня и у других студентов отказывали следующие вещи:

— указатель воздушной скорости — авиагоризонт — топливомер — механизация крыла — радио — электричество (полностью) — лопались шины — сдувался амортизатор передней стойки (частично)

Все эти поломки неприятны, но к вопросу жизни и смерти не имеют отношения. Конечно, неадекватная работа любого оборудования негативно влияет на безопасность полета, но пилот для того и сидит за штурвалом и должен быть готов к тому, чтобы справляться с нештатными ситуациями и в этом плане это даже неплохая практика. Насколько мне известно, за историю школы случилась только одна серьезная авария самолета, когда пилоту пришлось садиться на какое-то сельхозполе, и то это была ошибка студента, оборудование в тот раз работало прекрасно. Дело обошлось без жертв и травм, но самолет ушел на запчасти.

Еще с одним товарищем была другая неприятность: у него отказало радио. А у нас такой аэродром, на который нельзя просто взять и прям прилететь, ничего никому не сказав. Ему бы на другой уйти, неконтроллируемый, но парень растерялся и вернулся домой в гробовой тишине. У него-то налету было как-то немножко на тот момент, один из первых самостоятельных вылетов, новенький, короче, не сообразил. Приехали чиновники с инспекцией, поругали его слегка, даже не поругали, а объяснили, как надо, и на том вопрос был исчерпан.

Так что мелкие поломки случались и будут, а что касается действительно серьезных вещей, как, например, планер или органы управления, то ни при мне ни после никто из студентов не сталкивался с неполадками в этих частях и, надеюсь, никогда не столкнется. Так что, полагаю, машины качественно проверяются, и в целом их состояние я оцениваю как неидеальное, но вполне годное для наших целей.

Обучение и английский

Обучение состоит из четырех больших этапов. Сначала вы получаете лицензию частного пилота, которая просто как права на машину — можно летать в свое удовольствие и пассажиров катать за бесплатно. Затем надо сдавать на допуск к полетам по приборам, это дает право летать в облаках, когда ничего не видно. Третий этап это коммерческая лицензия, чтоб работать за деньги, а последняя часть — допуск на многодвигательный самолет. В конце каждой стадии надо сдавать летный экзамен — сесть в самолет с экзаменатором и показать свои умения, а для первых трех нужно пройти теоретический тест на компьютере.

Летать вас научат. Хоть как-то худо бедно, нужные навыки для экзамена вы получите, хотя чем более худо-бедно вы будете выполнять нужные маневры, тем дольше инструктор будет сомневаться, стоит ли вас до этого экзамена допускать. Так что кому-то до частного пилота придется налетать 40 часов, а кому-то 80, второй потратит вдвое больше денег, но тем не менее на экзамен выйдет.

С теорией все иначе. Слышал, что в других школах теорию серьезно преподают, (что, естественно, не удешевляет процесс) но не в эйс пайлоте. Того наземного обучения, которое здесь дается, едва достаточно, чтобы покрыть формальный минимум и ума не прибавляет. Так что надо брать книжки, читать, понимать, гонять вопросы теста, быть кузнецом своего счастья самому, короче. Ничего суперсложного в этих тестах по сути нет, даже достаточно деревянные ребятки получали неплохие баллы, главная проблема тут, конечно, язык.

У меня проблемы с языком были только поначалу. Дело в том, что вся небогатая разговорная практика, которую я имел по приезду, сводилась к эпизодическому общению с европейцами, для который английский тоже был иностранным. Американцы же знают свой язык хорошо и шпарят быстро, как из пулемета. Сначала мне вообще казалось, что «ААА! Что мне говорят все эти люди? Что они от меня хотят!??», факинг, короче, щит! Но ничего, это дело довольно быстро легло на ухо и стало нормально. Хотя некоторых персонажей я так и не научился нормально воспроинимать, но так и с русскоговорящими так бывает.

Тем не менее у многих русских студентов проблемы с язвком влекут серьезные последствия: они медленно читают, не знают многих слов, лезут без конца в словари, из-за чего тратят больше времени и больше денег соответственно — любая задежка это доролнительные расходы на готстиницу, еду и так далее. Так что если собираетесь учиться в Штатах и не сильно уверены в языке, возьмите какой-нибудь разговорный курс в языковой школе, чтобы положить на ухо и разогнать речь. Кроме того, можете скачать или заказать книжки и начать их читать заранее, чтобы знать теорию еще до.

Послесловие

Общие впечатления от этой истории отличные, даже восторженные. Да, были неприятные моменты, когда что-то где-то шло не так, бывало я и злился и расстраивался, но несмотря на все это, обучение в Америке оказалось одним из лучших периодов в моей жизни, я бы с удовольствием сделал все то же самое еще раз.

Насчет дальнейших перспектив все туманно. Сейчас у меня проблемы с летной работой, так как американские лицензии в России принимаются уже совсем не так радостно как раньше, плюс появился переизбыток вторых пилотов. Я не расстраиваюсь, так как точно знаю, что если чего-то хотеть и делать в нужном направлении, то что-то каким-то образом когда нибудь получится. Правда, хочется, чтоб получилось круто и сейчас, а не как-то когда-то, но, похоже, что случай не тот. Так что если планируете начать летать, учитывайте этот факт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *